Статьи

1.02.2016

Народы России имеют богатые традиции декоративно-прикладного искусства, произведения которых отличаются не только высокой художественно-эстетической ценностью, но и практической значимостью.

Одним из древнейших видов художественного промысла русского народа является филимоновская игрушка, производство которой сформировалось в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным некоторых археологов филимоновскому промыслу около 700 лет, по другим – более 1000 лет. По местным приданиям истоки этого народного промысла относятся к временам Ивана Грозного. Согласно легенде, в местных владениях князя Воротынского, гончар Филимон обнаружил залежи глины очень хорошего качества и стал лепить из нее глиняную посуду. А место, где стал жить гончар Филимон, назвали Филимоново.

Гончарным ремеслом занимались мужчины, а из остатков глины женщины лепили веселые игрушки – свистульки. На ярмарке в Туле такие глиняные игрушки стоили копейки, поэтому их приходилось лепить в большом количестве, в свободное от сельских трудов время. Девочки уже с 7-8 лет обучались этому мастерству, помогая матери [http://kidsmoy.su/publ/lepka/glinjanaja_igrushka/filimonovskaja_igrushka/19-1-0-91].

В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц: Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна, которые не бросали своего ремесла.

Филимоновское производство игрушек заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и  Елену Орлову.

В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова,  у которых  молодые художники перенимали секреты мастерства [http://salon-bukinist.ru/filimonovskaya-igrushka/].

«Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные   не для игры, а для любования и коллекционирования.

Мастера филимоновской игрушки условно делят свои изделия на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист,  мальчик на петухе, всадник,  солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы -  петух, наседка, павлин, утка.

          4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка,   карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу.

 Для производства игрушки используют   нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретает белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяет мастеру  всю скульптурку лепить из одного куска,  добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома.  В настоящее время для обжига используется муфельные электрические печи. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главных цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу — свой цвет. Из-за того что роспись велась пером (вернее, верхней его час­тью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа.

Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы [http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/filimonovckaa_igru6ka.htm].

Роспись строится по традиционной схеме – по форме бегут цветные полоски, чередуются с  более сложными узорами: ветвистая елочка, яркая ягодка, лучистая звездочка или солнышко. Лица филимоновских фигурок всегда остаются белыми. И лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос глиняных кукол.

Со временем, традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями, жанровыми сценками — Солдат, кормящий курицу, Медведь перед зеркалом (это странное существо с гибким, худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних. Ничто в его облике не напоминает привычного медведя.

Своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки: высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами,  полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или с полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. А под мышкой солдаты держат птиц!

Но самым настоящим шедевром филимоновского народного промысла стала композиция Любота (влюбленные барышня с кавалером наедине. Причем, обычно, кавалер забавно опирается ножками на юбку глиняной барышни).

Часто задаются вопросом, почему филимоновская игрушка вытянутая или длинная?  Дело в материале для изделия – местной глине, которая называетсясиника. Это пластичный, но жирный материал, который легко деформируется, не выдерживая большого давления. Поэтому и головы филимоновских игрушек маленькие, не тяжелые. Обычно игрушки лепят из единого, цельного куска глины, вытягивая ее  нужном направлении. И только изредка дополняют накладными деталями  [http://salon-bukinist.ru/filimonovskaya-igrushka/]

Филимоновская игрушка-свистулька пример очень древнего промысла, в котором можно найти связи с языческими верованиями. Считается, что изначально свистулька вовсе не была детской забавой. Предки-язычники славян использовали ее для связи с духами. Известно, например, что вятичи встречали Ярилу (бога солнца) пением дудок, сделанных из глины. Магические знаки на игрушках и пронзительный свист отгоняли злые  силы от душ умерших. Считалось, что если посвистеть дома, то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вещали на шею детям: это был и поющий оберег и забавная игрушка. Известное в наше время суеверие «не свисти – денег не будет» - это миф, который выдумали, чтобы отучить народ от языческих привычек во времена борьбы с язычеством. Со временем свистулька утратила свой магический символизм и стала просто игрушкой. В давние времена каждая фигурка несла в себе определенный смысл, связанный с языческими верованиями. Так, к примеру, женская глиняная фигурка – символ продолжения рода всего живого. Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Весна, Берегиня, Мать-кормилица, Лада, Купава, Доможириха – вот имена и смыслы, которыми народ наделял глиняную фигурку женщины [http://kidsmoy.su/publ/lepka/glinjanaja_igrushka/filimonovskaja_igrushka/19-1-0-91].

Игрушки из Филимонова жизнерадостны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.

 

Автор статьи: Маским Аскеров - научный сотрудник Музея дружбы народов России 

 

1.02.2016

Уникальный вид декоративно-прикладного искусства Дагестана – шелковая вышивка, известная как «кайтагская» или «даргинская».

Это вышитые шелком панно, размером приблизительно 100х50 см, со своим оригинальным, неповторимым рисунком. Эти вышивки встречались в Акушинском, Кайтагском и Дахадаевском районах, где основная часть населения – даргинцы.

Вышивка упоминается в работах Д.М. Атаева, В.В. Марковина, А.А. Иванова и других исследователей материальной культуры Дагестана. Р. Ченсинер в книге «Kaitag. TextileartfromDaghestan» весьма подробно описывает технику изготовления и применение вышивок, хотя допускает некоторые исторические и этнографические неточности. Автор привел данные анализа красителей, которые большей частью являются натуральными, а также определил датировку вышивок – XVII–XIX вв.

Орнамент вышивок – архаичный. В ней присутствуют символы, идущие из глубины веков и сопровождающие человека еще с доисламского периода: солярные знаки, знаки вечности, мужского и женского начал как символы плодородия, стилизованные изображения животных: туров, оленей, птиц, змей, и др. Нередко на вышивках встречаются антропоморфные изображения. Основу вышитого узора, составляли различные символические знаки: «солярные розетки», знаки огня, кресты и др. фигуры и знаки, перекликающиеся с петроглифами и женскими татуировками, орнаментом резного дерева и камня. Семантика многих символов до сих пор полностью не разгадана.

«Кайтагская» вышивка – одно из самых трудоёмких ремёсел. Так, на вышивку одного орнамента может уйти от одного до шести месяцев. Мастерицы при вышивке экономно использовали ценные, привозимые издалека шелковые нити, но иногда вышивали и золотой или серебряной нитью. Сочетания цветов очень мягкие, органичные, с плавными переходами, на серо-голубом или зелено-синем фоне располагался светло-желтый, золотистый, коричневый и сдержанно красный узор различных оттенков. Рисунки в старинных работах, как правило, не повторялись. [Дагирова Д.А. Солярис. Каталог выставки. 2012].

Производство «кайтагских» вышивок прекратилось в начале ХХ в. В 1990-е гг. в связи с возросшим к ним интересом, ряд энтузиастов возродили забытое искусство. Шёлковые вышивки, созданные по аналогам древних и не уступающие им в художественном отношении, украшают сегодня дома современных ценителей этого вида искусства.

 

Локальные формы бытования

В селении Гапшима Акушинского района, где и было обнаружено наибольшее количество вышивок, «кайтагская» вышивка носила название «ччаралла гIянила» – букв. «подушка для детской люльки».

Использовалась она так: люлька с младенцем накрывалась вышивкой, обращенной лицевой стороной вниз, что, по поверью, служило оберегом. Вышивка на люльке накрывалась сверху ситцевой тканью с узором или без. Чаще всего отдавали предпочтение орнаменту «бутта», или как его называют в народе «огурец» или «къакъба» – «куропатка».

 Для вышивок сел. Танты Акушинского района характерен геометрический орнамент, наличие крупных деталей. Чаще всего это стилизованные женские фигурки, солярная символика, «древо жизни», зоо- и антропоморфные изображения. В Танты вышивкой накрывали сундук с приданым невесты, что также служило оберегом. В Танты вышивку называли «белкIун гIянила» – т.е. «расписная подушка».

 В селении Цугни Акушинского района вышивки особенно ценили, так как они были необходимым атрибутом свадебного обряда. За день до свадьбы в вышивку заворачивались серебряные украшения невесты, причем обязательно лицевой стороной внутрь. Затем приданое относили в дом жениха. В Цугни вышивка именовалась «ардугела гIянила» – т.е. «подушка предыдущей ночи».

 В селениях Нахки, Кассагу и Тузла Акушинского района во время похороного обряда вышивкой накрывали лицо умершего, лицевой стороной вниз. Перед погребением вышивку снимала с лица.

 В сел. Неца (Наци) Акушинского района вышивка также использовалась в похоронном обряде: в вышивку заворачивали одежду покойного (также лицевой стороной внутрь), ходили вокруг нее и оплакивали умершего.

 В селении Мегва Акушинского района было обнаружено наибольшее количество вышивок, датируемых XIX-XXвв. Попадались даже использованные в качестве основы для вышивки кумачи – флаги периода становления Советской власти в Дагестане. Для мегвинских вышивок характерен геометрический орнамент, часто используется солярная символика. Вышитые всплошную вышивки здесь встречаются реже. Местное название вышивок – «белкIун гIянила» – «расписная подушка», или «ччаралла гIянила» – «подушка для детской люльки».

 Таким образом, «кайтагская» вышивка, по поверью, оберегала наших предков во время рождения, свадьбы и смерти, охраняя их от злых сил, оберегая здоровье и преумножая количество домашнего скота и урожая.

 Многочисленные женские фигурки, фигурки близнецов, младенцев, изображенные на вышивках, свидетельствуют и о другой функции «кайтагской» вышивки – она, как верили наши предки, охраняла их от бесплодия.

 На стенах старых домов в аулах изредка можно встретить изображения лабиринтов. Считалось, что злые духи не могли войти в жилище, запутавшись в затейливом лабиринте. С такой же целью, видимо, и вышивали мастерицы лабиринты в своих вышивках – дабы уберечь дитя от злых духов.

 Несмотря на все великолепие орнамента, цветовую палитру и декоративность «кайтагской» вышивки, тот факт, что использовали ее в быту обязательно лицевой стороной внутрь, показывает, что главную роль играла охранная, оберегающая функция.

 Наибольшее количество вышивок было обнаружено в Акушинском районе: с. Гапшима, с. Мегва, с.Танты, с. Шукты, с. Цугни, с. Нахки, с. Неца, с. Кассагу, c. Ургани, с. Тузла, с. Уллучара.

в Лакском районе: с. Сумбатль.

в Гергебильском районе: Кикуни

в Кайтагском районе: Карацан, Джибахни, Баршамай,

А также в селах Дахадаевского р-на.

 

Техника и технология создания

 Ткань – основа – это отрез ткани размером примерно 100х60 см. Обычно это хлопок, шелк, сатин, реже шерсть. Основа могла быть красной, зеленой, синей или же использовалось полотно натурального цвета, которое потом плотно покрывали вышивкой, создавая фон нужного цвета.

 «Кайтагская» вышивка очень сложна, прежде всего тем, что в ней используются «перемычки». «Перемычки» должны быть расположены в строгой последовательности. Каждая «перемычка» должна находиться на определенном расстоянии от соседней, и это расстояние нельзя изменять.

 Вышивка выполнялась натуральным шелком разного качества и блеска, на домотканой хлопчатобумажной ткани. Рисунок на полотно наносился контурными стежками.

 Вышивали мастерицы односторонней гладью вприкреп, используя гладкие, стелющиеся стежки, техникой, которая не используется больше нигде на Кавказе, и долго остававшейся практически утерянной. Исследователи насчитали 16 разнообразных швов и стежков (включая тамбурное шитье, шитье «козлик», стебельчатый шов), используемых в «кайтагской» вышивке, что свидетельствует о многосторонности и мастерстве вышивальщиц.

Гладь вприкреп (настил вприкреп)– эта хитро придуманная, но простая в исполнении вышивка очень экономна в расходовании дорогих шёлковых ниток – на изнанке только довольно редкие маленькие стежки, а лицевая сторона почти полностью застлана шёлком. Сначала методом односторонней глади застилается длинными параллельными стежками область вышивки, предназначенная для «заливки» одним цветом. От края до края области – один стежок, очень длинный, а поскольку стежки уж очень длинны, их надо закрепить.

Второй этап – прокладка поперечных стежков. Поперечные стежки тоже могут быть такие же длинные, от одного края до другого – один стежок. Но прокладываются они значительно реже – их задача не застилать область вышивки, а лишь немного прижать к ткани уже проложенные на первом этапе основные стежки.

 

Впервые исследования вышивок с помощью тонкослойной хроматографии были проведены Г. Бемером и Р. Карадагом почти 20 лет назад.Позднее, в 2007 г. чтобы получить более широкие сведения о красителях и их комбинациях, используемых на протяжении столетий в Дагестане, была проведена работа по научному анализу вышивок при поддержке Миланского музея старинного текстиля МАТАМ Джанлукой Польди (Dipartimento di Lettere, Arti e Multimedialità, Università degli Studi di Bergamo) и Элеонорой ди Лука (Dipartimento di Chimica Inorganica, Metallorganica e Analitica “L.Malatesta”, Università degli Studi di Milano)

 В общей сложности ими были исследованы 23 «кайтагские» вышивки относящиеся к XVII-XVIII вв. и получены колориметрические данные методом спектрографии, ИК- рефлекторграфии (инфракрасное излучение) и ультрафиолетовой люминесценции.

 По результатам исследований были определены красители природного происхождения применяемые для окрашивания материала для вышивок:

Марена – красный, индиго – темно и светло-голубой, резеда luteola – (иногда др.различные красители) – желтый, индиго с добавлением др.красителей – зеленый, ореховая кора (дубильные вещества mordanted с железом) – темно-коричневый, ореховая кора (дубильные вещества, иногда с добавлением индиго) – черный.

 

По материалам художественно-этнографического проекта

Раисат Исмаиловой и Джавгарат Монаковой «Солярис»,

куратор Джамиля Дагирова

     

1.02.2016

12 июня в России отмечается один из самых молодых праздников – День России, который до 2002 года назывался День принятия Декларации о государственном суверенитете России. Этот праздник в народе отмечают еще и как День независимости России.

В этот день, в 1990 году была подписана декларация о государственном суверенитете РСФСР, в котором, помимо провозглашения суверенитета и намерения создать демократическое государство, содержались принципы верховенство законов РСФСР  над законами СССР, политический плюрализм, принцип разделения властей.

Указом Президента РФ от 2 июня 1994 года День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации был объявлен государственным праздником России.

12 июня 1998 года президент России Борис Ельцин в своем обращении к соотечественникам по центральному телевидению предложил называть День принятия Декларации о государственном суверенитете Днем России. Однако официальное название «День России» закрепилось за праздником лишь в 2002 году, когда в силу вступил новый Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором были прописаны новые праздничные дни и выходные.

Формально - это самый главный из современных государственных праздников в стране, несмотря на молодость праздника и противоречивые условия его утверждения в российском обществе. В то же время не стоит забывать многовековой исторический путь Российского государства в отстаивании своей независимости, формировании выдающейся культуры и науки.

История России полна примеров борьбы за независимость  с иноземными вторжениями, когда приходилось бросать все силы народа на защиту страны. К ярким примерам формирования и защиты российского суверенитета и независимости относятся: борьба с татаро-монгольским игом; тяжелый период «Смутного времени» и изгнание поляков из Москвы, когда на защиту Отечества встали простые жители российской провинции К. Минин и Д. Пожарский; победа в Великой Отечественной войне. В этих переломных моментах отечественной истории наиболее ярко проявилось стремление российского народа к единству и объединению, все внутренние противоречия уходили на второй план.

 День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за прошлое настоящее и будущее нашей Родины.

 

107967921212-298x208.jpg

1.02.2016

«Из безвестности в бессмертие»

Макарова Валентина Васильевна

 

 

Валентина Васильевна Макарова – организатор поисковой работы по поиску погибших солдат в Великой Отечественной войне, родилась в 1991 году в с. Шебольцево Ярославской области. Незадолго до войны семья В.В. Макаровой переехала в деревню Большая Кома на берегу Волги, а после войны – в Дагестан. В 1948 году закончила Аксаевскую среднюю школу №1 Хасавюртовского района ДАССР с отличными отметками. В 1948-1953 гг. училась в Дагсельхозинституте, получила квалификацию агронома, а в 1967 году окончила аспирантуру Северо-Кавказского НИИ садоводства и виноградарства. С 1969 года работала в Махачкалинском сельскохозяйственном техникуме, преподавала сельскохозяйственную гидромелиорацию. Создала музей техникума, организовывала походы учащихся по местам боевой и трудовой славы. С 1980 года работала  в Дагестанском государственном объединенном историко-архитектурном музее на должности зав. сектором Великой Отечественной войны.

На протяжении 20 лет занималась поиском солдат, пропавших без вести, установлению мест их захоронения.

Валентина Васильевна в одном из своих интервью говорила о том, что побудило ее заняться поисковыми работами. Она вспоминала: «… Жили мы рядом с военным госпиталем, видели муки и страдания раненных бойцов. Когда я повзрослела и стала преподавать в сельхозтехникуме, как-то независимо от себя начала искать родственников погибших бойцов». На территории Дагестана, в том числе в городах Махачкале, Дербенте, Каспийске, Хасавюрте, Избербаше, Буйнакске, Кизляре, селах Кумторкале, Аксае и др. в годы войны действовали военные госпитали, в которых лечились тысячи воинов. Но далеко не всем удалось выжить. Для родных же места захоронений павших героев оставались неизвестными. И Валентина Васильевна поставила перед собой цель: найти в архивах госпиталей «следы» погибших бойцов, их родственников.

В первое время ее интересовали в основном те, кто был родом из Дагестана. За 2-3 года поисковых работ ей удалось уточнить и зафиксировать около пяти тысяч адресов. На отправленные по этим адресам письма очень скоро пришли ответы – Валентину Васильевну благодарили сотни отцов и матерей, сыновей, дочерей, сестер, братьев. Так начинался путь к бессмертию умерших от ран бойцов.

Позже география поисков расширилась, а В.В. Макарова всецело посвятила себя благородной поисковой миссии. В составленном ею особом списке появились свыше 15 тысяч адресов, которые она обнаружила не только в архивных бумагах госпиталей Дагестана, но и в архивах Ленинградского военно-медицинского музея.   

Усилиями Валентины Васильевны созданы: Справочник дислокации и специализации эвакогоспиталей г. Махачкалы и Дагестана за 1941-1945 годы; картотека на воинов, умерших в госпиталях Махачкалы; создана Книга памяти на воинов, умерших в Махачкале.

Совместно с комсомольцами города В.В. Макарова на Махачкалинском городском кладбище создала мемориал павшим воинам на 2700 фамилий, раннее не значившихся в списках захоронений и на надгробьях. Поисковая группа при Махачкалинском ГК ВЛКСМ, возглавляемая В.В.Макаровой, являлась координирующим центром поисковой экспедиции «Летопись Великой Отечественной». Валентина Васильевна разыскала и сдала в фонды музея свыше 2 тысяч реликвий Великой Отечественной войны.

Валентина Васильевна любила повторять: «Пока я живу, война, великая Отечественная, продолжается во мне, в моей душе, моих воспоминаниях, мыслях и поисках».

       Журналистка Татьяна Воронина уже после смерти Валентины Васильевны писала о ней: «Тайна души этой подвижницы заключалась в слове “настойчивость”. Именно настойчивость в достижении цели давала ей мужество десятилетиями выполнять напряженнейшую работу: ездить в командировки, чтобы месяцами ворошить архивную пыль и тлен, просматривая кипы документов с целью сбора сведений о дагестанцах, тратя на это сначала свою зарплату преподавателя техникума, а потом и небольшие командировочные средства сотрудника Республиканского государственного объединенного исторического и архитектурного музея. При этом она никогда, нигде, ни разу не пожаловалась на свое житье-бытье, не потребовала особого внимания к своей персоне, а уж тем более милосердия. Чего стоила одна только ее переписка? Мешки писем она обрабатывала скрупулезнейшим образом. На каждое письмо писался подробный ответ с адресами, фамилиями и даже с телефонами». [Воронина Т. Человеческая память не прощает потерь // Махачкалинские известия. 18. 03. 2011, №10].  

Поиск архивных данных о дагестанцах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, точное фиксирование сведений о них для массовых публикаций было главным делом ее жизни.   

 

[В подготовке статьи использованы материалы Центрального государственного архива РД]                                             

Автор статьи: Аскеров М. - Научный сотрудник Музея дружбы народов России

128963IMG_4939-589x392.jpg

1.02.2016

В Музее дружбы народов России создан уголок, отражающий быт и интерьер традиционного дагестанского дома, где представлены неотъемлемые атрибуты любого горского жилища: ворсовые, безворсовые, войлочные ковры; столовая и кухонная утварь и другие предметы. В центральной части – композиция «У люльки». 

Далее приведем интересный отрывок из книги Г.Я. Мовчана «Старый аварский дом»: «Обычай делил длинное помещение поперек на две равные части – мужскую и женскую по линии очага. От входной двери до очага была мужская половина, за очагом – женская. Перегородки не было, но проходить чужому мужчине в женскую половину считалось некорректным. В соответствии с этим на колышках стенки у входа в прошлом полагалось развешивать оружие – кинжалы и шашки, пистолеты и ружья. В женской – красивую посуду, утварь, поставцы для ложек и вилок, ступочки для чеснока и пр. Выше колышков, между выступами опор, укреплена полка. Ее кромка крупно порезана поперек полуваликами. Против деревянной стенки и параллельно ей у очага стоит большой деревянный диван кьошла. Рядом несколько типичных для всего Кавказа низеньких треугольных табуреток. Одна из них – место старшей хозяйки. Шерстяными веревками к балкам потолка крепятся еще две-три жерди. На них повешены шубы, пучки сухих трав – лекарственных и душистых, вяленая баранина, курдюки сала.  […]

По стенам, по углам – несколько кадок, долбленных из одного ствола, иногда огромного, диаметром до 70-80 см. В кадках хранятся носильные вещи, а в каких поменьше – овечий сыр. В дальнем углу сложены шубы и постельные принадлежности, расстилаемые на ночь посередине, прямо на полу. Вот и все оборудованье жилища. Столов в древности горцы не знали. Вся деревянная утварь, как и высокого качества деревянные конструкции – местного, аульного изготовлении. Медные кувшины – из аварского селения Гоцатль. Бронзовый котел – из Кубачей. Расписная глиняная посуда из даргинского селенья Балкар» 

Этноуголок «Старая сакля» займет свое место в постоянной экспозиции Музея дружбы народов России.

107967921212-298x208.jpg

1.02.2016

«Искусство Дагестана и война»

События 1941-1945 гг. затронули все сферы жизни советского общества. Никто не остался равнодушен: поэты, писатели, художники,  работники различных творческих коллективов бросили свои физические и интеллектуальные силы на борьбу с врагом.

Не осталась в стороне и интеллигенция Дагестана. С первых дней войны, известные деятели искусства Дагестана выступали с антифашистской пропагандой на митингах, писали патриотические произведения, издавали агитплакаты с призывами на борьбу с врагом. Многие поэты и писатели ушли на фронт, участвовали в оборонительных работах.

В дни Отечественной войны выпускались плакаты, окна ТАСС. Они издавались трафаретным способом, вручную, тираж достигал до 5000 экземпляров. В тематике преобладала героика Великой Отечественной войны. В годы войны дагестанские художники, кроме агитплакатов, выполняли различные общественные работы по оформлению агитпунктов, военных отделов,  музеев, газет, брошюр художественной литературы республиканских издательств. Среди выпущенных дагестанскими художниками плакатов, которым была дана высокая оценка, были следующие: «Да здравствует 24-я годовщина Красной Армии», «В фонд обороны СССР», «Что несет фашизм советскому народу», «Новый чин Гитлера». В области плаката успешно работал скульптор Аскар-Сарыджа: «Гитлер лютый зверь», «Все для фронта, все для победы» и др.  

В 1943 году в Дагестане работали 8 театров: Кумыкский Государственный национальный театр (г. Буйнакск); Азербайджанский Национальный театр (г. Дербент); Лезгинский (с. Ахты); Аварский (с. Хунзах); Даггостеатр кукол (г. Махачкала); Ансамбль Музыкальной комедии (г. Буйнакск); Ансамбль Украинского драматического театра (г. Дербент); Фронтовой театр миниатюр (г. Махачкала). На сценах театров проходили спектакли посвященные войне, такие как: «Парень из нашего города» Симонова на сцене Азербайджанского театра; «Хирург Пирогов» Рахманова в Лезгинском театре и др.

Были трудности в деятельности театров – Дербентский азербайджанский театр не имел соответствующего помещения, Театр кукол также не имел помещения, переселялся с места на место более четырех раз.

Развивалось музыкальное искусство. В 1942 году был создан Союз композиторов Дагестана, в рамках деятельности которого было создано свыше 170 произведений, среди которых 15 песен на тему Отечественной войны, свыше 50 массовых оборонных песен и др.

Дагестанское Концертное Бюро организовывало гастроли на территории Дагестана, а среди выступавших в Дагестане были Александрович, Доливо, Сибер, Редель и Хрусталев и др.

Поэты и писатели Дагестана создали ряд произведений на темы Отечественной войны. Народный поэт Гамзат Цадаса написал ряд патриотических и антифашистских стихотворений, им же написана пьеса «Базалай». Дин-Магомаев издал две книги рассказов: «Коричневая змея» и «Клятва», Дмитрий Трунов – рассказы «Даха-Дада», «Дагестанцы в боях за Родину», «Герои дагестанцы», «Мы гордимся ими», Расул Гамзатов написал на аварском языке более 30 стихотворений, Аткай Аджаматов – две пьесы «Стальной капкан» и «Ансар», рассказ «Я горжусь» и несколько стихотворений.

Известный писатель, литературовед Эффенди Капиев  был корреспондентом в действующей армии, где написал очерки о войне и ее героях. 

 

«Врачебный героизм»

Большой вклад в победу над фашизмом сыграли врачи, которые спасали жизни раненных солдат.

Одним  из организаторов эвакогоспиталя в Дагестане был капитан медслужбы Горисев Парфирий Иванович, который в августе 1942 года был откомандирован из воинской части в Дагестан с указанием организовать госпиталь на 1000 коек (госпиталь 31-87). Под госпиталь была отведена гостиница «Дагестан» и две школы – 13 и 14. За пять дней был организован госпиталь с полным оснащением, был набран обслуживающий и медицинский персонал, а 28 августа в г. Махачкалу прибыло сразу два военно-санитарных поезда с 980 раненными бойцами. На прием такого большого количества раненых было мобилизовано городское население, преимущественно женщины.

В 1942 году фронт приближался, а поток раненых увеличивался. В этот период г. Махачкала стал главной передовой базой для размещения раненых, так как впереди ни одного госпиталя не было.

Большую помощь госпиталю оказывало население, приносившее нательное, постельное белье и прочие необходимые вещи. Коллективы отдельных предприятий, заводов и фабрик, такие как Госплан, фабрика III  Интернационала, швейная фабрика и др. приняли шефство над госпиталем, организовывали группы женщин для ухода за ранеными, писали письма родным раненых, кормили их.

В Дагестане в годы войны работали выдающийся врачи, среди которых следует отметить Антона Ивановича Цанова.

А. И. Цанов – профессор медицинских наук, хирург, родился 12 февраля 1891 года в Крыму, в городе Ялта, в крестьянской семье. В 1918 году окончил медицинский факультет Государственного университета в Петрограде по специальности  «Хирургия».

В 1940-1944 гг. Цанов работал в Дагестане в качестве военно-полевого хирурга. В 1941-1942 гг. заведовал кафедрой оперативной хирургии Дагмединститута, вел курс военно-полевой хирургии. С декабря 1941 года Цанова утвердили в должности начальника отделения эвакгоспиталя №4650, располагавшегося в здании бывшего Механического техникума в городе Махачкале.

За время работы в Дагестане Цанов провел 2532 операции. Умелая рука профессора отвела смерть от большого количества бойцов Красной Армии. В дни, когда прибывали раненые, Цанов лично делал по 10-13 операций за день. Один из бойцов по фамилии Фердон был тяжело ранен в грудную клетку. Никто не верил в его выздоровление. Но опытная рука профессора Цанова вернула бойца к жизни. Красноармеец Егор Кулик в своем благодарственном письме писал: «Я один из многих больных, которым спасена жизнь. Умелая рука профессора А.Н. Цанова отвела смерть, и блестяще сделанная операция сохранила мне жизнь».

За удачную операцию и спасение жизни майору Василию Ивановичу Максименко, Герою Советского Союза, командиру 88 Гвардейского авиационного полка истребителей, Цанов был представлен к правительственной награде. Кроме того, в январе 1944 г. он награжден Почетной грамотой Верховного Совета ДАССР.

Без преувеличения можно сказать, что победа в Великой Отечественной войне добыта упорным трудом представителей всех сфер общественной жизни и важное место среди них занимают врачи и деятели искусства.    

[В подготовке статьи использованы материалы Центрального государственного архива РД]

Автор статьи: Аскеров М. - Научный сотрудник Музея дружбы народов России

1111111-484x354.jpg

1.02.2016

Нападение фашистской Германии на Советский Союз в 1941 году нарушило мирную трудовую жизнь миллионов советских людей. В стране не осталось ни одного уголка и ни одной семьи, которых не затронула война. Вся жизнь и деятельность народа была подчинена единственной цели – изгнать захватчиков с родной земли.

Не остался в стороне и Дагестан, который с первых дней войны взялся за активную работу, приближал победу, отправляя на фронт солдат и упорно трудясь в тылу.

В Музее дружбы народов России открылась выставка, посвященная событиям Великой Отечественной войны и вкладу дагестанцев в Победу, организатором которой выступил Центральный госархив РД. На выставке представлены интересные и малоизвестные документы, фотоматериалы из фондов госархива РД, отражающие трудовой подвиг и героизм дагестанцев на фронте и в тылу.

Материалы выставки можно разбить на следующие тематические блоки: «Дети, опаленные войной», «Герой войны»,  «91-я Мелитопольская стрелковая дивизия», «Врачебный героизм», «Искусство Дагестана и война», «В.П. Макарова».

Первая часть статьи посвящена трем первым темам, обозначенным выше.

 

«Дети, опаленные войной»

В годы войны наиболее тяжелые испытания легли на плечи детей, которым приходилось терпеть голод, холод, разруху и работать наравне со взрослыми. Детей приходилось эвакуировать из зон боевых действий, они расставались со своими родителями, близкими и родными. Не остался в стороне и Дагестан, который принял и разместил на своей территории большое количество детей.

22 августа 1941 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О детях, эвакуированных из Москвы и Ленинграда», в соответствии с которым 10 сентября 1941 года бюро Дагестанского обкома партии приняло решение возложить на Наркомпрос и Наркомздрав ДАССР полную ответственность за обустройство и обслуживание детей, охватить их учебой, подготовить помещения под интернат на 150 человек с полным государственным обеспечением.

Несмотря на все ужасы войны, в городах и районах Дагестана были открыты детские дома на государственные и колхозные средства. Под детские дома выделялись лучшие помещения. Местные власти, колхозы заботились, чтобы дети воинов Красной Армии, сироты росли здоровыми, не испытывали нужду в питании, одежде и обуви.

К концу 1943 года в республике насчитывалось 16 детских домов, в которых воспитывалось 1913 детей. В 1946 году число детских домов увеличилось до 55, а количество воспитанников в них – до 6046 человек.

Наиболее крупные детские дома на территории Дагестана в годы войны:

  • Андалалский детский дом Андалалского района;
  • Марагинский детский дом Табасаранского района;
  • Архитский детский дом Хивского района;
  • Уркарахский детский дом Дахадаевского района;
  • Ахтынский детский дом Ахтынского района;
  • Санчинский детский дом №13 Кайтагского района;
  • Детский дом №1 г. Буйнакска
  • Детский дом №1 г. Хасавюрта.

 

«Герой войны»

На выставке представлены материалы посвященные Александру Николаевичу Ситковскому, участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза, уроженцу г. Махачкалы.

В борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне участвовал с 7 апреля 1943 года на Северо-Кавказском, Южном и 4-м Украинском фронтах в должности командира звена, затем заместителем командира эскадрильи.

За период боевой работы Ситковский произвел 105 успешных боевых вылетов на выполнение заданий по сопровождению бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытии наземных войск и важных объектов, уничтожению бомбардировщиков, штурмовку аэродромов и коммуникаций противника.

Провел 40 воздушных боев с самолетами противника, из них 20 увенчались победой Ситковского. Лично им сбито 15 самолетов противника, при штурмовке коммуникаций противника на самолете ЯК-9 уничтожил лично 19 автомашин, 1 радиостанцию, 4 автоцистерны с горючим, 1 артиллерийское орудие, вывел из строя три паровоза, повредил 20 вагонов в составе поездов, остановил несколько поездов, уничтожил 50 офицеров и солдат противника.

Ситковский личным боевым примером всегда воодушевлял летный состав на подвиги. 30 сентября 1943 года в составе 4 самолетов ЯК-9 участвовал в образцовом воздушном бою, где группой во главе во главе с капитаном Слизень и капитаном Бастрыковым врезались в группу самолетов противника в количестве 18 единиц, расстроили их боевой порядок, сбили в этом бою шесть самолетов. В этом бою лично Ситковским сбито два самолета.

За доблесть, мужество и геройство при освобождении Донбасса и г. Мелитополь, умелое командование группами в воздушных боях, нанесенный большой урон живой силе противника и технике врага и боевые заслуги перед Родиной Ситковскому присвоено звание Героя Советского Союза.

 

91-я Мелитопольская Краснознаменная стрелковая дивизия

Дивизия была сформирована в декабре 1941 г. в Махачкале, боевое крещение получила на Сталинградском фронте, в составе 51-й армии (в которой сражалась до конца войны), после в составе войск Южного фронта принимала участие в освобождении г. Мелитополь. За освобождение города дивизия получила от Верховного Главнокомандующего Сталина благодарность и наименование «Мелитопольская» дивизия.

В боях за Донбасс и восточную часть Украины дивизия освободила около 150 населенных пунктов, в том числе 8 городов.

В последующих боях с врагом в Крыму дивизия освободила более 200 населенных пунктов, в их числе Севастополь и Симферополь.

За образцовое выполнение боевых заданий по освобождению Крыма дивизия Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1944 года награждена орденом Красного знамени.

Дивизия успешно участвовала в освобождении Литовской и Латвийской ССР, где с ее участием освобождено около 500 населенных пунктов и город Митава, за освобождение которого получила второй орден Красного знамени.

За доблесть и мужество, проявленные в боях с захватчиками, несколько тысяч бойцов и офицеров дивизии, в том числе дагестанцы, были награждены правительственными наградами: майор Качалов Магомед из Хунзаха был награжден 4 правительственными наградами, Ибрагимов Гаджи из Буйнакска – 4 правительственными наградами, Османов Гаджи из Левашинского района, Зайналбекова Ума и многие другие были награждены несколькими правительственными наградами. Известный снайпер Белов из Бабаюрта лично уничтоживший 275 гитлеровцев.

Шефство над дивизией взяли трудящиеся ДАССР, которые поддерживали дивизию провиантом, отправляли бойцам праздничные посылки.  

За время Великой Отечественной войны 91-я стрелковая Мелитопольская Краснознаменная дивизия прошла славный боевой путь от Сталинграда до Балтийского моря – 7265 км, освободила 1139 населенных пунктов и железнодорожных станций, уничтожила около 260 танков и самоходных орудий, свыше 400 орудий, 266 минометов, 18 самолетов, более 550 бронеавтомашин и много другой боевой техники, более 28 тыс. солдат и офицеров противника, взяла в плен около 2 тыс. человек. За боевые действия, храбрость и мастерство личного состава дивизия заслужила орден Красного Знамени и 6 благодарностей от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

[В подготовке статьи использованы материалы Центрального государственного архива РД]

Автор статьи: Аскеров М. - Научный сотрудник Музея дружбы народов России 

1.02.2016

В преддверии годовщины воссоединения Крыма с Россией, Музей дружбы народов России решил совершить краткий экскурс в историю взаимоотношений России и Крыма и попытался отразить наиболее важные вехи истории Крыма и России.

Активный интерес России к Крымскому полуострову возник при Петре I, стремление которого закрепиться на выходах в Черное море и обезопасить южнее рубежи от набегов Крымского хана сталкивалось с интересами Османской Турции. На территории Крымского полуострова располагалось Крымское ханство, фактически находившийся в вассальной зависимости от Османской империи и регулярно совершавший набеги на российские территории. Смерть Петра I и последовавший за этим период дворцовых переворотов не позволял правителям Российского государства вести активные действия на юге страны, в частности в отношении Крыма, вплоть до Екатерины II.

По Кючук-Кайнарджинскому миру, подводившим итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг., к России отходили причерноморские города Керчь, Еникали, Кинбурн. Российской признавалась Кабарда на Северном Кавказе. Россия получила право иметь военный и торговый флот на Черном море. Торговые суда могли беспрепятственно проходить в Средиземное море через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Но главным условием мира было признание независимости Крымского ханства от Османской империи.

В 1777-1778 гг. главнокомандующий, Г.А. Потемкин, ставший первым лицом в государстве после императрицы, разрабатывал «греческий проект». Этот проект предусматривал укрепление позиций России на Балканском полуострове и в Малой Азии, освобождение балканских христиан (греков, болгар) от тяжелого турецкого ига. Важное место в их реализации занимал Крымский полуостров как форпост на Черном море.

Вскоре, после получения независимости, в Крымском ханстве утвердился пророссийски настроенный правитель, Шагин-Герей.

В феврале 1783 года, Шагин-Герей отрекся от престола и манифестом Екатерины II от 8 апреля 1783 года, Крым вошел в состав Российской империи. В манифесте подчеркивалась сохранность прав и свобод населения Крымского полуострова, независимо от вероисповедания и иных отличий от коренного населения России: «Возвещая жителям тех мест силою сего Нашего Императорского манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за Себя и Преемников Престола Нашего содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется» [Манифест Великой Императрицы Екатерины II о присоединении Крымского полуострова, острова Тамани с всея Кубанской стороны к России, 1783 год, 8 апреля:http://www.qrim.ru/about/docs/Manifest_Krim_Rossia. ].

В том же году был основан портовый город Севастополь, ставший впоследствии легендарным. С этого времени начинается активное развитие полуострова в неразрывной связи с Россией.

Начало девятнадцатого столетия было для Крыма триумфальным. Активно развивалось пчеловодство, садоводство, виноградарство, одно за другим открывались крупные промышленные предприятия, существенно увеличилось производство зерна и табака, сотнями тонн добывалась соль, на верфях Севастополя строились военные корабли, а верфи Ялты, Гурзуфа, Алушты спускали на воду новые торговые суда. В городах открывались музеи и гимназии, а в 1812 году на южном берегу Крыма был основан знаменитый Никитский ботанический сад [http://2morya.ru/krimvsostaverossiiyskoiyimperii/].

Героические страницы истории Крымского полуострова и Севастополя связаны с Крымской войной 1853-1856 гг. и ожесточенными схватками за город, обороной которого руководили выдающиеся российские полководцы, Корнилов и Нахимов.

 К началу двадцатого столетия полуостров вновь превратился в благодатный аграрный край, всё больше играющий значение и как курорт.

После революции 1917 г. и последующего прихода к власти большевиков, и установления советской власти, Крым как автономная светская республика вошла в состав СССР.

Тяжелые испытания легли на плечи крымского народа в годы Великой Отечественной войны. Остров был оккупирован немецкими войсками, которые проводили политику геноцида в отношении населения полуострова. Севастополь и Керчь стали главными очагами сопротивления захватчикам. Героическая оборона Севастополя, оказавшегося в тылу вражеских сил, продолжалась 250 дней: с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года. В апреле 1944 года началась операция по освобождению Крыма от фашистских захватчиков. Советские войска заняли Керчь, Симферополь, Феодосию. 9 мая, через месяц после начала отвоевания Крыма, был освобожден Севастополь.

 После Великой Отечественной войны Крым перестал быть автономной республикой: 30 июня 1945 года он был преобразован в Крымскую область РСФСР.  В 1954 году Крым был передан Украине указом президиума Верховного Совета СССР. Основаниями для этой акции, согласно тексту указа, стали общность экономики, территориальная близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР. Вероятно, это решение было принято по личной инициативе Н.С. Хрущева [http://megabook.ru/article].

 19 января 1990 г. Б. Ельцин и Л. Кравчук подписали договор, Статья 6 которого гласила: «Высокие договаривающиеся стороны признают и уважают территориальную целостность РСФСР и УССР в ныне существующих в рамках СССР, границах». Когда в ходе обсуждения депутаты коснулись проблемы Крыма и Севастополя, министр иностранных дел России, А. Козырев заявил, что в случае каких-либо изменений существующего положения, эту формулировку можно подкорректировать. Однако после распада СССР официальная Москва не стала выдвигать территориальных претензий к независимой Украине. Подписывая документы о создании СНГ, Россия и Украина также признали то, что у них нет территориальных претензий друг к другу.

В январе 1991 г. состоялся Общекрымский референдум, на котором 93% населения Крыма высказались «за воссоздание Крымской АССР как субъекта Союза ССР», а большая часть населения признала себя, также как и территорию Крымского полуострова, русскими. 12 февраля, 1991 г. Украина приняла закон, по которому была восстановлена Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР. Таким образом, воля крымского населения, высказанная на референдуме, не была учтена [http://statehistory.ru/4536/Pravovoy-status-Kryma-i-Sevastopolya-s-18-go-veka-do-nashikh-dney/].

В 1992 году вышло постановление Верховного Совета РФ «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году», который провозглашал передачу Крыма Украине неконституционной и нарушением законодательства, а само постановление о передаче Крыма не имеющим юридической силы [Руслан Хасбулатов: Крым и Севастополь могли войти в Россию еще 20 лет назад // Интервью Р.Хасбулатова Комсомольской правде:http://www.kp.ru/daily/26205/3091201/]. Это постановление так и не было приведено в исполнение.

В 2014 году на Украине разразился политический кризис, приведший к антиконституционной смене законной власти. Крым отказался признавать на своей территории власть хунты и высказался за проведение референдума о статусе Крыма и Севастополя.

11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. В соответствии с декларацией, в случае решения народов Крыма в результате референдума войти в состав Российской Федерации, Крым будет объявлен суверенной республикой и именно в таком статусе обратится к Российской Федерации с предложением о принятии на основе соответствующего межгосударственного договора в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации.

16 марта 2014 года прошел общекрымский референдум, на который было вынесено 2 вопроса:  «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?». По официальным данным, на территории АР Крым 96,77 % проголосовавших выбрало первый пункт бюллетеня — «За воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации», в Севастополе — 95,6 %. 17 марта результаты референдума были утверждены Верховным Советом Автономной Республики Крым и Городским советом Севастополя. 21 марта Президент Российской Федерации, В.В. Путин подписал закон о присоединении Крыма.

Присоединение Крыма к России осуществлялось на основе добровольного волеизъявления народов Крыма и права народа на самоопределение, выразившиеся в референдуме и его результатах.  

MUZ.jpg

1.02.2016

Народы России имеют богатые традиции промыслового производства самого разного предназначения – металлообработка, гончарное производство с различными видами росписи, производство изделий из тканей и пр. В их ряду важное место занимает  создание игрушек. 

Представляется интересным вопрос об истоках и происхождении игрушки, о ее функциях и назначении. 

Существуют несколько точек зрения по поводу возникновения игрушек:

  • игру породил труд;
  • в древности труд и сам в себе нёс элементы игры;
  • игрушки являлись отображением быта, окружающего ребенка, и позволяли детям через игру подражать         взрослым;
  • игрушка – отвлеченный от игры предмет, – зарождение искусства;
  • изначально игрушки имели культовое значение и/или являлись воплощениями мифологических персонажей или олицетворяли силы природы [Электронный ресурс: http://kalinka25.ucoz.net]

Каждое из мнений имеет конкретное обоснование и претендует на истину. Можно утверждать, что изначально игрушки были многозначными и несли в себе целый ряд самых различных аспектов. 

В данной статье речь пойдет о балхарских и тувинских игрушках, представленных на экспозиции Музея дружбы народов России.

 

Балхарская игрушка

Точная дата возникновения гончарного производства в лакском селе Балхар (Дагестан) неизвестна. Однако по некоторым архаическим особенностям процесса  и элементам орнамента можно предположить, что оно имеет весьма древние традиции. До сих пор в Балхаре живет легенда о неком человеке по имени Калкуччи. Он был очень бедным. Сидя как-то на берегу местного озера и грустно размышляя о том, как жить дальше, он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкучи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики. Как известно, женские ремесла более консервативны, этим, видимо, и объясняется сохранение многих древнейших черт не только в организации производства, но в декоре и формах балхарской керамики. В ее орнаментике встречаются элементы, характерные для дагестанской керамики, начиная с 3 тыс. до н.э.: спирали и концентрические окружности, круг и ромб с перекрестием, символы плодородия, древо жизни и т.п.  В Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, являющийся пережитком матриархата. На человека, нарушившему это табу, налагался штраф в виде угощения для шести человек из данного дома. [Электронный ресурс: http://www.dhis.dgu.ru/culture1.htm]. По всей видимости, подобные запреты и штрафы исходят из древних обычаев жертвоприношения и незыблемостью традиций у балхарцев, что свойственно и другим народам Дагестана.

 

Балхарская керамическая игрушка представлена изделиями разнообразных форм, размеров и окраски. В игрушках находит свое отражение  быт, мифы, легенды и верования балхарцев, которые в итоге воплощаются в удивительные образы мифических персонажей и реальные будни простых горцев. Игрушки отличаются простотой силуэта и форм, своей лаконичностью, украшаются орнаментальной кистевой росписи ангобом (преимущественно белым; волнистые линии, штриховка, розетки).

Особая роль в развитии декоративной керамики малых скульптурных форм принадлежит ведущей мастерице Зубайдат Умалаевой – заслуженному деятелю искусств Дагестана, которая создала много разнообразных пластических композиций, повествующих о жизни горцев в сказочно-поэтической форме: «Купание», «Балхарский аул», «На мосту», «В поле», «На базар», «Балхарский танец» и др. Красота балхарской неполивной керамики складывается как из разнообразной выразительной формы изделий, так и богато, виртуозно украшенного орнамента. Казалось бы, состоящий из одних и тех же элементов, он на разных изделиях совершенно иной, неповторимый [Электронный ресурс: http://dag.rus4all.ru/traditions/20130118/723761239.html]. 

 

Тувинская игрушка 

Искусство резьбы по камню агальматолиту – одна из визитных карточек Тувы, наряду с горловым пением хоомей, шаманизмом и традиционной борьбой «хуреш».  Тувинское название агальматолита – «чонар даш», что переводится как «камень, который можно резать». 

Горы Бай-Тайги, окрестности древнего поселения Тээли, богаты залежами этого камня разных оттенков. Он бывает черным с легким, как иней, серебристо-серым матовым оттенком или с блеском глубокой, как антрацит, черноты; бывает белым, как снег; холодным, сероватым, с жемчужной проседью; бывает золотисто-розовым, нежным, а иногда почти горячим по цвету, красным. Он действительно прекрасно поддается обработке простым острым ножом, не крошится, обладает даже своеобразной эластичностью, послушно выливается в ту пластическую форму, которую придает ему рука мастера.

 

Сюжет и тематика тувинской скульптуры закреплены многолетней традицией. Прежде всего – это изображения животных, обитающих в горах и степях края: конь, горный козел – серге, верблюд, тувинский як (сарлык), олень. В них декоративная стилизация сочетается с реалистической достоверностью, великолепным знанием повадок зверей, анатомии их тела. Подчеркивая отдельные формы (например, удлиняя или круто завивая рога серге, усиливая выпуклость могучей шеи сарлыка), мастер придает им дополнительную выразительность, чему также способствует резной орнаментальный узор, воспроизводящий завитки шерсти или гриву.

 

Излюбленными персонажами тувинской пластики являются фантастические, сказочные создания, восходящие к мотивам древней мифологии. Наиболее часто попадается изображение «арзылана» (льва), который с настоящим львом (в Туве не встречающимся) имеет мало общего. Представление об «арзылане» издавна проникли в Туву из Китая и смешались с вымыслами, легендами и мифами. В изображении этих «арзыланов» тувинские мастера особенно щедры на выдумку. Широко распространен образ сказочного дракона, извергающего пламя.

 

Работы мастеров камнерезного искусства Тувы – Саая Когела, Хертека и Дондука Дойбухаа, Владимира Салчака, Елизаветы и Эрес Байынды, Раисы Аракчаа, Бригада Дупчура, Хертека Хуна, Валерия Ооржака – нашли широкое признание среди российских художников и скульпторов. 

Можно отметить, что балхарские и тувинские игрушки являются важной составляющей декоративно-прикладного искусства этих народов, несут в себе важные элементы материальной и духовной культуры.

Научный сотрудник Музея дружбы народов России

Аскеров М.Я.

Декабрь 2014

GI1.jpg

1.02.2016

Важные вехи истории Дагестана в произведениях изобразительного искусства

(по материалам Музея дружбы народов России)

 

Многовековая история Дагестана богата событиями, которые имели не только региональное значение, но и мировое, что обусловлено его важным геополитическим положением и стремлением крупных держав включить Дагестан в сферу своего влияния, сделать частью своей империи. Несмотря на многочисленные попытки соседних держав поработить и подчинить народы Дагестана, союзы сельских обществ, многочисленные политические образования на его территории могли отстаивать свои интересы и делали это вполне удачно.

 

С древнейших времен народы Дагестана противостояли многочисленным степным ордам кочевников, агрессивной политике Персии (Ирана), Турции, нашествиям татаро-монгол (отрядов Чингисхана, Тимура), против которых объединялись народы Дагестана. Можно сказать, что уже тогда у дагестанских народов было понимание своей общности, понимание необходимости совместной защиты своей земли, своих соседей.

 

Важные вехи в истории Дагестана нашли свое отражение в многочисленных произведениях искусства: в устном народном творчестве (песни, предания, сказания и пр.), литературе, изобразительном искусстве и т.д. 

В данной статье речь пойдет о произведениях изобразительного искусства, в которых отражены некоторые значимые события истории Дагестан.

Одной из таких работ, представленная в Музее дружбы народов России, является картина М.М. Шабанова «Андалал 1741 год. Перед битвой с Надыр-шахом».

 

Шабанов М.М. родился в 1941 году в с. Бухты Гунибского района. По окончании школы учился, а затем преподавал в Дагестанском художественном училище. С 1965 года работал в Дагестанской художественно-производственной мастерской Художественного фонда РСФСР. В 1970 году он был принят в Союз художников СССР.

Шабанов М.М. является одним из авторов Государственного Герба Республики Дагестан и нагрудного знака к почетным званиям Республики Дагестан.

 

За большой вклад в развитие культуры России и Дагестана Магомед Шабанов был награжден медалью «За доблестный труд», почетными грамотами Союза художников России и Дагестана, удостоен почетных званий «Народный художник Российской Федерации», «Заслуженный художник Российской Федерации», «Заслуженный деятель искусств ДАССР», являлся лауреатом Государственной премии Республики Дагестан, республиканской премии им. Г. Цадасы

Магомед Магомедович создал целую серию исторических полотен. Особую известность ему принесли картины «Андалал. 1741. Накануне битвы с Надиршахом», «Дагестан, 20-е годы. Миротворец А. Акушинский среди горцев», «Жертвоприношение».

 

Работа над полотном «Андалал 1741 год накануне битвы с Надир-шахом» была завершена в 1999 году. Произведение размером  200x365 см выполнено маслом на холсте.

 

 Это всеми известный период – Надир-шах прошелся по всему Дагестану со своим 100-тысячным отрядом – ордой. Огнем и мечом сметал все на своем пути, пока не дошел до нагорного Дагестана. Он ворвался в Казикумух, пленил Сурхай-хана. А накануне Сурхай-хан отправил своих сыновей Муртазали и Мухаммеда с 5-тысячной конницей в Андалальское общество. Андалальцами правил КIудаяв-Къади. Сыновья Сурхай-хана обратились к нему за подмогой – он отправил по всему Дагестану гонцов, чтобы собрали своих воинов к Андалальскому обществу, чтобы дать отпор Надир-шаху.

 

На картине – сбор отрядов со всего Дагестана и в центре – Военный Совет – они определяют стратегию размещения войск. Здесь люди, чьи имена дошли и до нас, до нашего времени в песнях, исторических преданиях: это Чупалав-Согратлинский – он в красном, Юудаяв-Къади из Хунзаха, род Даитилал. В доспехах Муртазали-хан, сын Сурхай-хана. Каждый отряд со своими знаменами, со своими символами.

 

Решающий бой произошел под Согратлем. Из 100 тысяч воинов Надир-шаха осталось только 30. Были разбиты объединенными силами дагестанцев. Это было первое большое объединение дагестанцев против завоевателя. [Электронный ресурс: http://dagmarket.ru/news/o_shabanove_mm]. 

Еще одна картина на историческую тему, представленная в музее, – «Петр I у стен Дербента». Работа является результатом творческих усилий отца и сыновей Камбулатовых.

 

Гаджи Камбулатов – художник, воспевший самобытный уклад жизни дагестанцев. Он один из первооткрывателей исторической темы средневекового Дагестана. Любовь к искусству как по наследству передалась его сыновьям. 15 лет как отца семейства в живых нет, но остались его картины и продолжатели любимого дела [Электронный ресурс: http://www.rgvktv.ru/news/10448].

 

На картине отражены события, связанные с Персидским походом Петра I  в 1722 году и его встреча с жителями Дербента. В центре композиции Петр I на коне, рядом его свита. Напротив него стоят жители города, впереди них армянский каталикос. События происходят у Северной стены, рядом с воротами Кырхляр-Капы и мечетью Кырхляр. На дальнем плане видна крепость Нарын-Кала.

 

Жители города приняли Петра I не оказав противодействия. Как пишет сам Петр I «Наиб сего города встретил нас и ключ поднес от ворот. Правда сии люди не лицемерною любовью приняли и так нам рады, как бы своих из осады выручили» [Электронный ресурс: http://alpan365.ru/persidskij-poxod-petra-i-vostochnogo-kavkaza/]. Можно сказать, что жители Дербента и в целом Дагестана (за исключением ряда феодальных владетелей) доброжелательно приняли российского царя, видели в России силу, на которую следует ориентироваться.

 

Представленные в музее произведения изобразительного искусства, а особенно исторической тематики (при условии соответствия исторической действительности), способствуют глубокому пониманию и восприятию важных вех в истории России и Дагестана. 

 

Подписи к картинам!

Андалал 1741 г. Перед битвой с Надыр-Шахом. Авт. Шабанов М.М. Холст, масло

Петр I у стен Дербента. Авт. Камбулатовы. Холст, масло

Костюм из коллекции В. Агошкиной

1.02.2016

Дагестан – самый многонациональный регион России. Здесь проживает более 36 народностей, каждая из которых обладает своей культурой и традициями. Несмотря на этническое, языковое и культурное многообразие народы Дагестана составляют единую общность, основой которого является схожая географическая среда, общность исторических судеб, культурное взаимовлияние, которое обусловило складывание схожей культуры на территории Дагестана.

В данной статье речь пойдет о таком важном элементе быта и культуры народов Дагестана как национальный костюм (мужской и женский), который складывался на протяжении длительного времени. Национальный костюм включает в себя комплекс одежды, обувь, аксессуары, головной убор. Для национальных костюмов народов Дагестана присущи общие схожие элементы. Наиболее ярко эти элементы отражены в мужском костюме, который однотипен не только среди дагестанских народов, но и для Кавказа в целом. 

Мужской костюм большинства народов Кавказа состоит из следующих элементов: черкеска, бешмет, иногда рубаха, штаны (широкие или узкие в шагу), ноговицы, выходную обувь из кожи или сафьяна, чаще всего с мягкой подошвой, пояс с кинжалом и папаху того или иного фасона. В случае выезда за пределы селения парадный ансамбль иногда дополнялся буркой и башлыком. Полный выходной костюм имели зажиточные люди. Порой костюмом или отдельными его предметами могли пользоваться другие лица – родственники и друзья хозяина. В парадный комплекс мог входить праздничный башлык, богато отделанный галуном, кистями, а иногда и вышивкой. Башлык в этих случаях носили на плечах с капюшоном и лопастями, спущенными за спину. Он закреплялся спереди при помощи завязок из галуна или шнура. Такой башлык молодые люди носили и внутри селения в торжественных случаях – на свадьбу, на танцы и т.п. В нагрудной части бешмета имелись газырницы. Обязательным элементом был кинжал, который крепился на пояс.

Сходство женской одежды народов Дагестана (и Северного Кавказа) значительно слабее, чем мужской. Оно выражается в основных формах и покрое, но имеются значительные расхождения в частностях, отделке, а также функциях отдельных предметов одежды (рубаха, верхнее платье). 

Далее рассмотрим женский национальный костюм наиболее многочисленных дагестанских народов.

Наряд аварок, даргинок, лачек состоял, в первую очередь, из длинного и широкого платья-рубахи туникообразного покроя. Крой платья был прямой или трапецевидный. Платье носили с кушаком или поясом.

Платья заправляли по бокам в штаны из ситца, бязи, сатина темного цвета или под пояс таким образом, чтобы длина становилась до колен.

На голове закреплялась специальная шапочка – чухта, которая плотно охватывала верхнюю часть лба и свисала сзади. Сверху надевали специальное покрывало.

Женщины носили кожаную или вязаную обувь с загнутым носом, что было практично и красиво. Такие туфли не оббивались об камни [Виды национального костюма народов Дагестана: http://www.moidagestan.ru/articles/37340 ].

 

Молодые аварские девушки обычно носили платья из цветных тканей. Пояс (кушак) красного цвета доходил до трех метров в длину. Женщины в возрасте отдавали предпочтение однотонным цветам. Некоторые особенности ношения платьев можно выделить у аварок селения Тлярош. Они обычно выбирали платья темных цветов либо носили платье со штанами. Платье могло укорачиваться почти до колен. Специальные штаны, надетые под туникообразное платье, шились, как правило, из бязи, ситца или сатина [Эмирханова Н. Аварский национальный костюм: http://zhen-dagestana.ru/?action=view&id=535&module=articles].

 

Народности лезгинской группы носили наиболее нарядные яркие и богатые костюмы. Основная особенность костюма – многослойность. Под верхнее распашное платье-валчаг надевали шелковое платье прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами.

Женский костюм лезгин состоял из платья, доходящего до пят, сшитого из домотканого сукна, длинных штанов, из материалов разных расцветок, головного платка и чухты – специального головного убора, состоящего из чепца и мешочка для волос, известного всем народам Дагестана. Обувью служили узорные вязаные носки, чарыки из сыромятной кожи. Теплая одежда состояла из овчинных шуб и курток, овчинных или матерчатых безрукавок и т.д. [Национальные костюмы лезгин: http://costumer.narod.ru/text/kavkaz/dagestan/lezgin.htm].

 

В Музее дружбы народов России представлены две группы национальных костюмов: коллекция национальных костюмов народов Дагестана в миниатюре С. Исмаиловой и коллекция одежды с элементами традиционного наряда народов Северного Кавказа В. Агошкиной. 

Коллекция С. Исмаиловой отражает национальные особенности и максимально приближена к исторической действительности.

Совмещение традиционных и современных элементов в костюмах В. Агошкиной позволяет сохранять, развивать и популяризировать культуру

 

народов Дагестана и Северного Кавказа.

 

Научный сотрудник Музея дружбы народов России

Аскеров М.Я.

Октябрь 2014


Карта сайта