Лаборатория национального костюма

30.01.2013

 30 января, 15:00, в ГБУ «Дома дружбы» Республики Дагестан в Лаборатории национального костюма прошел мастер класс «Мы одна семья» для учащихся 7 класса лицея – интерната, Центра одаренных детей. Авторы мастер класса: художник-дизайнер по костюмам, методист Лаборатории, Фатима Гаджибековна и кандидат искусствоведения, автор книги «Дагестанский костюм», Разита Гаджиевна. Мастер-класс сопровождался демонстрацией наглядного материала о народах, проживающих на территории России, об особенностях их национального костюма (рисунки, фотографии). Также дети посетили Музей дружбы народов России и Лабораторию национальных инструментов. 

 

 

30.11.-0001

В целях укрепления межнационального единства и дружбы среди юных граждан Республики Дагестан, воспитания патриотизма на основе лучших образцов национальных культур России, Лаборатория национального костюма Дома дружбы организует серию лекций по изучению национальных костюмов России и мастер-классов по изготовлению кукол в национальных костюмах. По итогам мастер-классов к Международному дню защиты детей 1 июня будет проведена выставка работ детей.

Организатором мастер-классов является ГБУ РД «Дом дружбы, при содействии Министерства по национальной политике РД, Министерства образования и науки РД и ГБОУ РД Республиканского лицея-интерната «Центр одаренных детей».

В мастер-классах могут принимать участие учащиеся общеобразовательных, средних специальных и специализированных учреждений РД. Возраст участников – 9-13 лет.

Каждый мастер-класс будет сопровождаться лекцией Гаджихановой Р.Г о костюме того или иного региона. Всего цикл состоит из 8 лекций которые будут проводиться согласно календарному плану. Лекции будут сопровождаться наглядным материалом о национальном костюме (рисунки, фотографии). Дети узнают о народах, проживающих на территории России об особенностях их национального костюма. Дети научаться и будут изготавливать бумажные куклы основных наций по основным регионам России.

По итогам мастер-классов, из кукол будет составлена карта, с указанием народностей проживающих на территории России. Карта будет выставлена в выставочном зале Дома Дружбы.

 

Календарный план

проведения мастер-классов и лекций для детей о национальном костюме.

 

№ Тема мастер-касса Дата Ответственный за проведение

 

1. Вводная лекция о национальном костюме народов России 30 января Гаджибекова Ф. Гаджиханова Р.

2. Костюм Северо-кавказского федерального округа (кабардинский костюм, дагестанский костюм) 13 февраля Гаджибекова Ф. Гаджиханова Р.

3. Костюм Южного федерального округа (казачий костюм) 27 февраля Гаджибекова Ф. Гаджиханова Р.

4. Костюм Центрального федерального округа (воронежский костюм, тверской костюм ) 13марта Гаджибекова Ф. Гаджиханова Р.

5. Костюм Приволжского федерального округа (башкирский костюм, татарский костюм, чувашский костюм) 27 марта Гаджибекова Ф. Гаджиханова Р.

6. Костюм Уральского федерального округа 10 апреля Гаджибекова Ф.

(архангельский костюм) Гаджиханова Р.

7. Костюм Сибирского федерального округа округа (алтайский костюм, бурятский костюм, хакасский костюм) 24 апреля Гаджибекова Ф. Гаджиханова Р.

8. Костюм Дальневосточного федерального округа ( якутский костюм) 22 мая Гаджибекова Ф. Гаджиханова Р.

0_97e32_41c85c97_XXXL.jpg

31.03.2016

Мужской костюм Кавказа.

Костюм состоит из рубашки кавказского кроя, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями.Черкеска имела довольно открытый вырез и нашивные карманы с газырями – 6–8 штук (у некоторых народов – не более 9–11 штук).Колпачки газырей изготавливались из серебра или слоновой кости, в каждом из них хранился порох для одного выстрела.Черкеска могла быть до щиколотки или до колена с расширенными к низу рукавами. Иметь такую черкеску могла лишь обеспеченная  часть населения. Нередко в семье одна черкеска являлась общей для всех. Дети и подростки черкеску не носили.На специальном ременном поясе поверх черкески мужчины носили кинжал или пистолет.Особенной деталью мужского туалета на Кавказе является папаха – это символ чести и достоинства мужчины. Сбить в пылу спора папаху с головы кавказского мужчины означало нанести личное оскорбление, а вот подарить папаху дагестанцу значит предложить вечную дружбу. Знатные и обеспеченные люди носили папахи из каракуля, а простой народ — из овчины.От холода и дождя мужчин защищала бурка из овечьей шерсти. Обувью служили мягкие сафьяновые сапоги – ичиги.

Мужская традиционная одежда дагестанцев  почти не отличалась о общекавказской. Она состояла в основном из длинной туникообразной рубахи, штанов с узкими штанинами на вздержке, овчинной папахи, чувяк из сыромятной кожи (в горных  районах была распространена вязаная обувь). Обязательный элемент мужской одежды - кинжал. Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги распространились во второй половине XIX столетия и стали элементами парадной одежды и признаком состоятельности хозяина. С такой одеждой носили оружие и головки газырей в серебряной оправе, часто с позолотой, украшенные слоновой костью, гравировкой, чернью, пояс с набором серебряных пуговок, пластинок, подвесок. Самостоятельной  распашной одеждой был бешмет. В силу практичности (можно было одевать не только под черкеску, но и под шубу) его носили мужчины всех возрастов. Шили бешмет из сукна, сатина на подкладке из бязи или любой другой простой материи. Обычно бешмет шили коротким, не более 90–100 см, и узким. В отличие от легких летних бешметов, зимний вариант бешмета шился на шерстяной или ватной прокладке. Зимой повсеместно надевали шубы, войлочные сапоги на толстой войлочной же подошве, шерстяные носки. Последние вязали в Дагестане повсеместно. Во время дождя на плечи накидывалибурку, ее обязательно носили с собой чабаны и путники.

афиша.jpg

8.04.2016

В ГБУ РД «Дом дружбы» 26 апреля 2016 года выставка: "Одежда наших предков" 

 

Организаторы:  Министерство по национальной политике РД, ГБУ РД «Дом дружбы», Лаборатория национального костюма.

 

Цели и задачи.

-          Пробуждение  интереса  у широкого круга населения к традиционной культуре народов Дагестана, возрождение традиций ношения национальной одежды.

-          Стимулирование интереса у специалистов к изучению одежды народов Дагестана и сохранению традиций,  связанных с ней.

-          Воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к своей культуре и традициям народов Дагестана.

 

Порядок проведения выставки.

Открытие выставки состоится 26 апреля 2016 года. в 17.00 в галерее ГБУ РД «Дом дружбы». Выставка продлится до 27 мая.

На выставке будут представлены графические реконструкции и модели-реконструкции национальных костюмов народов Дагестана, в исполнении ст. методиста Лаборатории национального костюма «Дома дружбы», Гаджибековой Ф.С.

IMG_4121.JPG

26.04.2016

26 апреля в Доме Дружбы состоялась открытие выставки «Единство и многообразие народного костюма»

На выставке представлены графические реконструкции и модели-реконструкции национальных костюмов народов Дагестана, в исполнении ст. методиста Лаборатории национального костюма «Дома дружбы», Гаджибековой Ф.С.

IMG_7483.JPG

25.05.2016

В Зале-студии ГБУ РД «Дом дружбы» 25. 05. 2016г состоялась лекция о мужском национальном костюме народов Дагестана.

 

Организаторы:  Министерство по национальной политике РД, ГБУ РД «Дом дружбы. Лаборатория национального костюма. Вела лекцию ст. методист Лаборатории национального костюма Ф. Гаджибекова.

 

В ходе лекции были рассмотрены основные типы мужской одежды. Были представлены фотографии, рисунки, костюмы и детали мужской одежды.

 

гребенская казачка фото.jpg

5.03.2018

 «Национальная одежда гребенских казачек»

 

«Лучший наряд молодой гребенички-девушки составляет канаусовая кpaсная рубашка, атласный бешмет или фуфайка и «ширинка» (шёлковый цветной большой платок), да янтари с припайками — вот её идеал, к которому она стремится с малолетства. Мать, пережившая уже в своё время эти стремленья, понимает их хорошо и старается по мерe возможности удовлетворить своё милое дитя. И вот, в один из праздничных дней, она подводит дочку к разукрашенному сундуку, открывает его и достаёт свою былую гордость: сатиновый бешмет (атласный), канаусовую рубашку, ширинку и припайки с янтарями, и всё это примеряет на дочку, сама полная восторга, как и дочь. Что в пору и идёт к лицу, то сейчас же и даётся дочери, а что не в пору, то нетрудно где нужно поушить (убавить) и т. п. Вообще же гребенички носят: кафтан (он же называется бешметом), фуфайку, которая отличается от бешмета тем, что рукава её делаются только по локоть, бешмет же имеет рукава длинные, по кисть, с отворотами. Дорогие бешметы (атласные и другие шёлковых материй) обшиваются узким галуном и серебряным с чёрными нитками снурком; ситцевые же носят без того и другого. На дорогих бешметах и фуфайках пришиваются вместо застёжек серебряные с чернью азиатские петли от 6 до 10 пар, которые бывают разной величины и формы. Петли нашиваются на бархат, плис или на красный козловый сафьян, обшитый кругом серебряным галуном. Цвет бешмета и фуфайки предпочитается ради прочности чёрный, но носят также голубого, коричневого и иногда зелёного цвета» (И. Кулебякин, «Сборник…» Л. Ржевусского).

 

Бешмет казачек (в отличии от большинства платьев горянок) запахивался полностью, не приоткрывая нижних платьев. Серебряных нагрудников как кавказские женщины, как принято сейчас считать, казачки не носили… Как описано выше, вырез бешмета украшался серебряными петлями, нашитыми на бархат, и другие ткани… либо бешмет вообще не имел никаких нагрудников и застежек… «Рубашки шьются длинные, по самые щиколки с весьма широкими рукавами: будничные — ситцевые, а праздничные из персидского канауса, цвета кpаcногo, малинового или жёлтого» (И. Кулебякин, «Сборник…» Л. Ржевусского).

 

Украшения  казачек

 

«Обычай носить богатые ожерелья из янтаря, кораллов и монет и серебряные кованные наборы архалука, при стройности их стана, придавали особенно привлекательный характер червленским казачкам» (А. Дондуков-Корсаков, «Воспоминания»)

«Сверх бешмета или фуфайки девушки носят серебряный галунный пояс. На шею вешают палевые янтари, крупные и мелкие, a также коралловые и другие бусы с припайкою к ним серебряных монет; носят также цепочки серебряные, старинные с большим восьмиконечным крестом...

В ушах носят серьги тоже старинные, большие серебряные с чернью, а также и более новой европейской работы» (И. Кулебякин, "Сборник..." Л. Ржевусского)

 

«...ярко блестят на груди их „припойки“,– ожерелья из серебряных монет, и отливают различными цветами бусы, к которым так неравнодушно женское население станиц.» (Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа)

 

Головные уборы.

«Для украшенья головы женщины заплетают две косы, которые на темени свертываются в кружок, а на него накладывается "подкосок" (род кренделя, набитого ватой); на него надевается канаусовая или ситцевая "сорочка" (род чепца); на сорочку повязывают "стягаш" (шёлковый или ситцевый небольшой платок), концы которого завязываются на затылке. Затем на всё это сверху навязывается ширинка или большой батистовый платок с загибом на середине (загибка делается зубами или утюгом по середине свернутого угол на угол платка).

Девушки голову убирают гораздо проще: они плетут одну косу, которая спускается к талии, голову увязывают стягишником прямо на волосы, сверх которого повязывают ширинку или платок, как и женщины. На стягишник больше употребляют красный шёлковый платок» (И. Кулебякин, "Сборник..." Л. Ржевусского)

Дом дружбы представляет табасаран (1).jpg

18.03.2018

 

Традиционный женский костюм — туникообразное платье, шаровары, головной убор — чухта и платки, пояс целиком серебряный либо позолоченный; из плотного материала с серебряной пряжкой впереди; нагрудное украшение из серебряных монет, налобное украшение, нашивное украшение — передник, обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты. Украшениями служили серебряные застежки, нашивные подвески, монеты. Обувь — кожаные чувяки и шерстяные носки-джорабы с цветным орнаментом. Традиционный костюм ныне вытеснен современной одеждой. Женская одежда наиболее ярко подчёркивала социальные различия горянок, хотя и выражала бытовавший идеал красоты — тонкую талию и плоскую грудь. Все горянки носили длинную рубаху с разрезом на груди и маленьким стоячим воротником, застёгнутым на пуговицу. Длинные рукава рубахи иногда спускались до подола. Под рубаху надевали штаны, по покрою совпадающие с мужскими. Поверх рубахи надевали платье. Женское платье было по образу и покрою с мужской черкеской. Кавказские женщины всегда носили головные уборы, платки или шарфы.

Дом дружбы представляет авар жнен.jpg

22.03.2018

   Женская одежда аварцев отличалась большим разнообразием, почти каждое общество имело свои особенности (Сергеева, 1971. С. 240). Одежда была по существу этническим признаком, различительным элементом. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, по виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества или селения та или иная женщина. Женский костюм менялся с переходом из одной возрастной группы в другую. Девушка надевала платье из цветной ткани (желтой, зеленой), пояс (кушак) красный, около 3 м длиной. Женщины старшего возраста предпочитали носить одежду однотонную и темных цветов.

 

  «Народы Дагестана» / Отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А Сергеева. - Москва: «Наука», 2002

 


Карта сайта