Лаборатория национального иснтрумента

1.02.2016

«Директор музыкального училища Бондаренко А.В. радужно встретил нас в своём кабинете, где в ходе беседы рассказал о перечне музыкальных дисциплин преподаваемых в училище» – рассказывают сотрудники ЛНИ.

«Заместитель директора по воспитательной части Магомедова Зульфия   Шугаибовна провела небольшую экскурсию по училищу, проинформировав об отделении национального инструмента, затем она провела нас на репетицию оркестра народных инструментов музыкального училища, где мы услышали как прекрасно студенты училища на  народных инструментах исполняют дагестанские мелодии, а также познакомились с руководителем оркестра Коробчуком  Игорем  Ивановичем - рассказывают методисты лаборатории. Было очень приятно познакомиться  с этим человеком, в беседе с ним мы узнали много полезного о методике изучения оркестровой игры».

Педагоги  музыкального  училища пообещали нам тесное сотрудничество, а Игорь Иванович выразил огромное желание быть участником проводимых в стенах «Дома Дружбы»  встреч-семинаров и мастер-классов.

1.02.2016

"Мое увлечение изготовлением музыкальными  инструментами началось с того, что в старших классах школы я заинтересовался электрогитарой. В начале 80-х годов гитара стоила 250 руб. купить её возможности у меня не было, и я решил сделать гитару сам. Первый инструмент получился не плохим и я захотел повторить. Так началась моя гитарная история"- рассказывает Надир Газалиев.

В 1991г. Надир Газалиев закончил Дагестанский Государственный Педагогический Университет по специальности преподавание общетехнических дисциплин (дерево и металлообработка). "Данная специальность очень помогла мне в дальнейшем и я более профессионально продолжил изготовление и ремонт щипковых инструментов, таких как: гитара, агач-кумуз, пандур, балалайка, лакмузин и пр. На сегодняшний день я изготовил около 50-ти пандуров и агач-кумузов, также мною изготовлено 12 лакских  музыкальных инструментов Лакмузин конструктора Ховчаева. Музыка приносит радость людям, и я рад, что вношу свою лепту в культуру Дагестана" - говорит Надир.

В беседе с мастером методисты ЛНИ договорились о дальнейшем сотрудничестве.

30.11.-0001

Сотрудники лаборатории национального инструмента посетили ДШИ №1 г. Махачкалы, и поприсутствовали на уроке, который проводил педагог по ударным музыкальным инструментам Агаев Назим Теймурович.

Во время урока  Назим Агаев продемонстрировал сотрудникам ЛНИ виртуозное владение инструментом.

Затем состоялась дружественная беседа, в ходе которой выяснилось, что Назим Теймурович живет очень насыщенной музыкальной и педагогической деятельностью. Вот неполный список мест его работы:

Школа для особо одарённых детей  им. М. Кажлаева;

Центр эстетического воспитания детей «Радуга» лицей №11;

Артист Дагестанского симфонического оркестра  Даггосфилармонии;

Оркест театра оперы и балета;

Оркестр внутренних войск.

Назим Агаев  является « Почётным работником образования РФ» и  «Отличником народного образования РД».

В музыкальных кругах он сотрудничает со многими группами и пользуется авторитетом, а также считается отличным музыкантом.

Назим Агаев пообещал сотрудничать и  быть частым гостем лаборатории.

     

1.02.2016

Сотрудники лаборатории национального инструмента с дружеским визитом посетили Республиканскую школу искусств для особо одарённых детей им. М. Кажлаева.

Кажлаев Мурад Магомедович, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки, лауреат Государственной премии Республики Дагестан, лауреат международных премий и конкурсов, художественный руководитель и главный дирижер Академического большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева, профессор, академик РАЕН.Основал в 2010 году в Дагестане музыкальную школу для одаренных детей, а в 2011 году создал при ней уникальный музей, посвящённый дагестанской музыкальной культуре

В беседе с методистами лаборатории великий композитор рассказал много интересного из своей богатой творческой жизни. Музыкальные инструменты были собранны им самим на протяжении многих лет, и сегодня эта разнообразная и богатая коллекция музыкальных инструментов находится в музее школы, среди них редкий в Дагестане музыкальный инструмент «Уд», а ударный инструмент «Тимплипитом» был сделан им самим.

Мурад  Магомедович выразил свою благодарность сотрудникам лаборатории, за их работу в пропаганде и популяризации  национального музыкального инструмента среди молодёжи республики, и пообещал оказывать творческую поддержку.

  

1op2345.jpg

1.02.2016

Среди них: мастер и музыкант Абдуллаев Зиядхан,  музыкант-тарист, педагог Абдулризаев Алирза, музыкант-тарист, педагог, ведущий тарист Оркестра народных инструментов РД  Шерифалиев  Шамиль.

В обстановке дружеского чаепития с музыкантами обсуждались вопросы популяризации национальных музыкальных инструментов.

Каждый из присутствующих музыкантов изъявил желание участвовать в встречах-семинарах и мастер-классах, проводимые в Доме дружбы ежемесячно.

Гости лаборатории исполнили на музыкальных инструментах, несколько музыкальных  произведений известных композиторов. Шамиль Шерифалиев и сотрудники ЛНИ, обсудили план репетиций, которые пройдут в зале-студии «Дома дружбы» для проведения совместного концерта по теме взаимодействия национальной и этно-джаз музыки.

1111yiop-483x362.jpg

1.02.2016

Согласно плану работы ГБУ РД «Дом дружбы» на 2015 г., методисты Лаборатории национального инструмента посетили музыканта, мастера по изготовлению народного музыкального инструмента, агач-кумуз, Курбанова Запира Раджабовича в посёлке Первомайское Каякентского района.

«Запир Курбанов около сорока лет занимается музыкальной деятельностью, а с 2008 года решил попробовать себя в деятельности мастера по изготовлению музыкальных инструментов, в чем он успешно проявил себя, судя по изобилию профессиональных и очень красивых музыкальных инструментов», - рассказывают сотрудники Лаборатории национального инструмента.

Запир Раджабович поделился  технологией изготовления музыкального инструмента – агач-кумуз. Отметим, что все составляющие инструмента изготавливаются из цельного бруска дерева, что является очень долгой и кропотливая работой. Но, не смотря на свой уже преклонный возраст, мастер занимается своим любимым делом.

«Для того чтобы выбрать материал для изготовления инструмента, я внимательно прислушиваюсь к раздающемуся звуку, когда дятел стучит по стволу, и если звук тонкий и чёткий, то именно это дерево подходит для моей работы», – рассказывает Запир Раджабович.

«Сейчас я собираюсь в качестве эксперимента, для изготовления инструмента использовать кроме традиционных пород дерева, таких как  абрикос, липа, акация, дикая вишня, тутовое дерево,  ствол дерева дикой черной хурмы, и уверен, что звукоизвлечение инструмента изготовленного из этой породы дерева, будет более чётким и изящным» – рассказывает мастер.

За 7 лет  Запир Курбанов изготовил около 150 инструментов, и все они нашли своё место не только в Дагестане, но и за его пределами:  в Калмыкии, Астраханской, Свердловской, Самарской областях и в Сибири.

В  нелегкой,  но очень интересной деятельности Запира Курбанова, ему помогает его старший сын Рамазан Запирович, который так же виртуозно играет на агач-кумузе, и вносит свой вклад в создание музыкальных инструментов.

«Всему этому меня научил мой отец, с самого раннего детства я слышал в доме музыку в исполнении отца и сегодня музыка  это моя жизнь», - рассказывает  Рамазан  Запирович.

Запир Раджабович научил играть на агач-кумузе, всех родственников и соседей, в доме каждого из них есть инструмент, подаренный мастером,  Запиром Курбановым. Они являются частыми гостями в доме мастера, где могут  услышать  песни  на родном даргинском языке, под сопровождение агач-кумуза, в исполнении Запира Раджабовича и его сына Рамазана Запировича.

«Нам очень приятно, что есть люди, которые живут и трудятся во благо процветания музыкального искусства Республики Дагестан», - отметили сотрудники Лаборатории национального инструмента. 

1ABI.jpg

1.02.2016

Сотрудники Лаборатории национального инструмента посетили педагога, музыканта, мастера по изготовлению народных инструментов Гайдарова Раджаба Багомедовича, в городе Избербаше.

Беседа прошла в домашней мастерской Раджаба Гайдарова, он рассказал много интересного о технологии изготовления пандура, агач-кумуза и зурны.

Около 26-ти лет Раджаб Гайдаров посвятил педагогической деятельности и изготовлению народных инструментов, он также является руководителем студии по изготовлению народных инструментов Центра традиционной культуры в г. Избербаше.

Раджаб Гайдаров поблагодарил сотрудников лаборатории  и пообещал тесное сотрудничество.

qw.jpg

1.02.2016

Домбра́ (каз. домбыра) — это щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Домбра считается народным инструментом  ногайцев, казахов и других народов.

Домбра в ногайской культуре

Домбра (каз. домбыра) — ногайский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Также является народным инструментом у казахов. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в ногайской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Одним из величайших домбристов является ногайский народный музыкант и исполнитель Каирбек Межитов, оказавший большое влияние на развитие ногайской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре.

Домбра - самый популярный ногайский музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты подобные домбре есть не только у ногайцев, этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, в таджикской культуре — Думрак, в узбекской культуре — Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в туркменской культуре — Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре — Думбыра, в ногайской культуре приазовья — Домбыра, в азербайджанской и турецкой культуре — Саз, в якутской - Таҥсыр. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

 

История инструмента 

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад.

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с ногайской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Алтая, Ногайской Орде, В Казахстане.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятниковсакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки — потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary — волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz — печальная девушка), Тепен көк (tepen kok — рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz — хромой гусь), Бозіңген (bozingen — светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja — одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y — топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti — глубокое переживание) и др.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

В 2012 году была создана электродомбра.

 

Строение домбры

Шанак — корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак — дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придаёт определённую окраску звучанию инструмента — тембр.

Пружина — это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Порожки - разъединяют "клавиши" на домбре.

Обечайки изготавливаются из клёна. Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависят сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна — источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

INS.jpg

1.02.2016

С целью пополнения фонда Лаборатории национальных инструментов новыми экспонатами, методист Лаборатории, Э.О. Османов, посетил  Ахтынский, Сулейман-Стальский и Дербентсткий районы, а также города Дербент и Избербаш. 

В ходе поездки сотрудник Лаборатории посетил различные мастерские по изготовлению народных инструментов. В итоге было приобретено большое количество различных экспонатов, в их числе имеются и раритетные: пандур, агач-кумуз, барабан, саз, чунгур, балабан (дудук), тютек (свирель), тар, кеманча, зурна, домбра (ногайская), бубен (дефт), чагана. 

Все приобретенные музыкальные инструменты выставлены на стендах Лаборатории.

IMG_3498.JPG

22.04.2016

22 апреля 2016 г в г. Дербенте прошёл выездной семинар с элементами мастер-класса лаборатории национального инструмента Дома Дружбы, провёл семинар мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов (Кавказский Барабан, тимплипитом) Мамедов  Дамиргая  Мамедсалихович с учащимися 7-го «в» класса СОШ №4 г. Дербента.

 

1.JPG

20.05.2016

20 мая 2016 г. в г. Дербенте прошёл выездной семинар с элементами мастер-класса лаборатории национального инструмента Дома Дружбы, провёл семинар мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов (Дудук, зурна, свистковая флейта(Тютек), Кларнет) Каграманян Аркадий Александрович с учащимися 5-го «в» класса СОШ №13 г. Дербента.


Карта сайта